Главная » Статьи » Интересная статья » Интересная статья |
БонсайМатериал из Википедии — свободной энциклопедииБонса́й (яп. 盆栽 букв. «растение в горшке») — искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре. Слово «бонсай» происходит от китайского «пэнь-цай». Возникло искусство в 231 году до н. э. в Китае. История Первые достоверные письменные источники, касающиеся возникновения стиля бонсай, исходят из Китая и относятся к эпохе династии Тан (VIII—X вв.), где впервые в настенной живописи появляется изображение пеньцзай — растение, взятое из природы и затем пересаженное в горшок. Эти растения выращивались буддийскими монахами, вероятно, за несколько веков до нашей эры и впоследствии превратились в одно из занятий местной знати. Бонсаи украшали японские дома и сады. В эру Токугава парковый дизайн получил новый толчок: выращивание азалий и клёнов стало времяпрепровождением богатых людей. Карликовое растениеводство (хати-но-ки — «дерево в горшке») тоже развивалось, но бонсаи того времени были очень большими. Сейчас для бонсаи используются обычные деревья, маленькими они становятся благодаря постоянным подрезкам и различным другим методам. При этом соотношения размеров корневой системы, ограниченной объёмом плошки, и наземной части бонсай соответствует пропорциям взрослого дерева в природе.Стили В настоящее время существуют следующие стили бонсай:
Классификация размеров
Агротехника Полив Из-за ограниченных размеров горшка с растением, забота о бонсаи может быть довольно сложной. Глубокие контейнеры часто не позволяют корневой системе развиваться правильно, а полив такого растения превращается в тяжёлую работу. Различные техники полива включают либо прямое орошение из поливочного чайника или банки, либо погружение ёмкости с бонсаи в большую тару, наполненную водой. Некоторые виды растений могут переносить периоды засухи, а другие требуют почти постоянного полива. Если оставлять почву сухой или поливать слишком часто, можно получить загнившее растение или убить его корневую систему. Солнце и ветер могут быстро высушить почву, поэтому растения, находящиеся снаружи, нужно ежедневно проверять и поливать при возникновении такой необходимости. Почва вообще не должна становиться сухой, даже на короткий срок. Часть используемых в бонсаи растений никак не показывают недостаток воды в почве, оставаясь зелёными даже когда их корневая система полностью уничтожена. Поддержание влажности воздуха Для поддержания необходимого уровня влажности растения опрыскивают несколько раз в день, при этом с листьев смываются частички пыли. Часто для имитации травы поверхность почвы покрывают мхом, который требует ежедневного опрыскивания и хорошей влажности воздуха. Пересадка Бонсай обычно пересаживают примерно раз в два года весной, как раз перед тем, как они начнут сокодвижение после зимней «спячки». Чем моложе растение, тем чаще его пересаживают. Это предотвращает обрастание корней вокруг горшка изнутри и провоцирует рост. При пересадке часть корней подрезается. Так же пересадка — необходимое средство при загнивании корней.
Растение извлекают из плошки, осматривают поврежденные корни и удаляют
их. Формирование Для уменьшения размера дерева существуют различные методы. Сезонная подрезка часто является залогом успеха, однако если сделать её неумело, можно погубить дерево. Большинство применимых в бонсай видов деревьев могут быть деформированы с помощью медной или алюминиевой проволоки. Некоторые деревья не поддаются такому формированию, их вид изменяют главным образом с помощью подрезок. Чтобы создать видимость старого дерева, иногда используют мёртвые деревья, «дзин» и «сяри». Их получают, отрезая ветку от ствола живого дерева и сдирая кору со всего ствола или частично (сяри), создавая видимость естественных шрамов на дереве. Эти методы должны быть использованы с большой осторожностью, потому что такие действия могут привести к заражению дерева. Также нельзя сдирать цельное кольцо коры со ствола, иначе в дереве нарушится сокодвижение. Перевязка Лигатура — проволока, с помощью которой побегам придают необходимое направление. Перевязка деревьев — один из самых сильных способов управления формой дерева. Лучшее время для перевязки — весна и осень. Иногда к ветвям подвешивают груз для создания изгибов и узлов и эффекта старости. Хотя перевязка проволокой осуществляется весьма туго, в дерево проволока ни в коем случае врасти не должна. Снимают проволоку, разрезая её на мелкие кусочки, а не просто раскручивая. Толщина проволоки должна быть пропорциональна толщине ветки. Вместо очень толстой проволоки можно использовать пару скрученных проволочек потоньше. Нельзя допускать скрещивания проволоки. Лучше постепенно оплетать ствол снизу вверх в течение нескольких месяцев. Обрезка Обрезка является необходимым способом формирования бонсай. С её помощью решают несколько задач: уменьшают размер растения, формируют расположения скелетных ветвей, стимулируют рост новых побегов. Можно выделить несколько видов обрезки.
Для придания растению пропорций взрослого дерева необходима достаточная толщина ствола, получение толстого ствола — одна из самых распространённых задач при создании бонсай. Существуют следующие методы:
Некоторые деревья требуют особой защиты зимой, и интенсивность техник, используемых в холодное время, зависит прежде всего от того, насколько дерево адаптировано к климату. Если у растения есть период спячки, то ни в коем случае нельзя её прерывать, особенно у лиственных растений. Чтобы уберечь растение от холода снаружи, его можно поместить в дополнительную ёмкость или покрыть землю в горшке слоем перегноя, доходящим до первой ветви. Вопреки общественному мнению, бонсаи может стоять и внутри дома, если получает достаточно света. Клён или сосна могут расти и снаружи, и в помещении, однако у них есть период сна. Многие деревья нужно сначала растить в комнате, а потом перенести в сад. Японская чёрная сосна и некоторые другие виды, являясь наружными деревьями, могут выжить в комнате, хотя их лучше помещать в холодную комнату или даже в особый холодильник. Чтобы убедиться в правильности положения дерева, нужно проследить за освещённостью и условиями в холодный сезон. Для обеспечения этого часто можно просто открыть окно, но не в случае проживания в очень холодных местностях. На самом деле нет полностью «внешних» деревьев. Все холодоустойчивые деревья, после помещения их в тепло, акклиматизируются через некоторое время. Почва и горшок Некоторые любители используют только неорганические почвы, другие — обычные, третьи — обильно удобряют землю реагентами, и все эти техники имеют право на существование. Все почвы для бонсаи должны быть лёгкими и пропускать воду, чаще всего берут смесь на основе гравия, керамических черепков, коры, грубого песка, вулканической глиняно-пемзовой почвы или кокса. У каждого горшка должны быть дренажные отверстия, чтобы лишняя вода могла просочиться в поддон. Каждое такое отверстие должно быть прикрыто керамическим черепком или кусочком пластика, во избежание высыпания почвы. В бонсай применяют глазурованные (блестящие) и неглазурованные, разноцветные или гладкие горшки. Для более формальных композиций выбирают остроугольные прямые контейнеры; для вечнозелёных деревьев — неглазурованные. Важно, чтобы цвет горшка подходил к цвету растения. Гончарная индустрия развита по всему миру, однако выделяют особо искушённых в этом искусстве мастеров древнего Китая и Японии, чьи горшки собирают коллекционеры. Хотя коллекционеры также высоко оценивают горшки европейских мастеров, например, Байрона Олбрайта и Гордона Даффета. Цитаты о бонсай «Человек видит дерево, в его мозгу возникает изображение будущей
формы этого дерева, и человек начинает реализовывать свою концепцию.
Дерево, однако, делает лишь то, что может сделать, и скорее погибнет,
чем сделает что-то такое, чего деревья не делают, или сделает в более
короткое время, чем пристало дереву. Поэтому формирование бонсай всегда
является компромиссом и сотрудничеством. Человек не может сам создать
бонсай, как не может этого сделать и само дерево. Все должно происходить
на принципах сотрудничества и понимания, а это требует долгого времени…
С помощью проволоки, воды и света, прикрывая тканью, сажая траву,
забирающую воду, закрывая обшивкой корни, человек объясняет дереву, чего
от него хочет. Если указания достаточно ясны, дерево откликнется на них
и будет послушно. Почти… Это самая медленная скульптура в мире, и порой
возникает сомнение, кто тут является скульптором — человек или дерево…»
— Т. Старджон «Медленная скульптура» | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 2763
| Теги: |
Это интересно: | |
| |
Реклама: